Как научить ребенка, где лево, где право? С чего начать обучение? Ребенок, подрастая, должен чувствовать себя комфортно во взрослом мире. Этот комфорт зависит от обладания множеством умений и навыков. Самым важным является распознавание левой и правой сторон и навык пространственной ориентации.
Письменные навыки, математический счет, спортивное развитие, а также другая умственная, физическая деятельность ребенка во многом зависят от усвоения представлений, где верх, низ, право и лево. Понятия «сверху», «снизу» малыш даже в самом маленьком возрасте усваивает практически мгновенно, а вот «справа», «слева» даются ребенку очень тяжело.
Формировать эти навыки необходимо не позднее трехлетнего возраста малыша. В таком случае ребенку потребуется меньше времени для осознания. При постоянной работе по запоминанию сторон примерно к пяти годам ребенок будет свободно на подсознательном уровне владеть ориентацией в понятиях «левый» и «правый».
Дошколята отличаются конкретностью мышления. Для создания четкого понятия «лево», «право» необходимо создать ассоциативный ряд, к примеру, ложка, карандаш – правая рука.
Как научить ребенка, где лево, где право?
Эффективна игровая деятельность. Там, где правая рука, находится правая сторона, на ней все правое: глаз, ухо, щека, нога и прочее. Игрушки могут располагаться на правой стороне.
Мама на прогулке тоже может идти по правую руку от ребенка. Во время гулянья на свежем воздухе можно тренировать и закреплять навык ориентации в пространстве. Мама может называть предметы, мимо которых они проходят вместе с малышом, а ребенок должен назвать с какой стороны они находятся.
Изучать правостороннее или левостороннее ориентирование можно где угодно, например, если ребенок собирается на прогулку. Можно задавать вопросы: «На какую ножку первым наденем сапог?», «Какой ручкой взяли с полки шапку?» и т. д.Как вариант, для более маленьких детей можно с самого раннего возраста комментировать свои действия при одевании, раздевании, указывая при этом название стороны: «Обуваем сначала левую ножку?» и т. п.
Можно давать ребенку задания с определением сторон. Например, попросить подать какую-либо вещь справа. Причем лучше будет, если похожая вещь лежит и с другой стороны, но малышу нужно дать только ту, что лежит справа.
Важно чтобы параллельно с усвоением пространственных понятий ребенок мог определить «право» и «лево» и у другого человека или предмета. С этой целью отлично подойдет зеркало, в котором изображается сам ребенок.
Можно использовать любимую игрушку малыша, например, плюшевого медведя. Для этого нужно привязать ленточки одного цвета на лапе и руке ребенка. Когда медвежонок сидит спиной к ребенку лапка и рука совпадают, а в том случае, если игрушка развернута к малышу лицом, конечности находятся наискосок.