№ п/п |
Показатели условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
1 |
Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
да (дети с тяжелыми нарушениями речи) |
2 |
Использование специальных учебных пособий и дидактических материалов |
да |
3 |
Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
имеется CD –прогрыватели; компьютеры ноутбуки ; мультимедиапроекторы; интерактивные доски; песочный стол. |
4 |
Предоставление специальных технических средств обучения индивидуального пользования в постоянное пользование |
В ДОУ нет обучающихся с ОВЗ, которым необходимы специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование. |
5 |
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий |
Групповые и индивидуальные коррекционные занятия ежедневно проводятся в соответствии с расписанием НОД. |
6 |
Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
Кнопка вызова персонала, знак доступности для инвалидов |
7 |
Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья |
В ДОУ оказывается консультативная помощь обучающимся с ОВЗ. |
8 |
Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь |
В ДОУ нет обучающихся с ОВЗ, которые нуждаются в услугах ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь. |
9 |
Наличие паспорта доступности ОСИ МБ ДОУ |
имеется |
В МБ ДОУ №18 организован образовательный процесс детей с ОВЗ — тяжелыми нарушения речи.
При создании материально-технических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ учитываются особенности их физического и психофизиологического развития. В ДОУ создана адекватная возможностям ребенка охранительно-педагогическая и предметно-развивающая среда, то есть система условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (предметно-игровая, игротека, музыкально-театральная среда и др.)
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в помещениях групп компенсирующей направленности, в 2-х кабинетах учителя-логопеда, кабинете психолога, музыкальном и физкультурном зале обеспечивает:
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
• двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической,
артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно -пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в групповом помещении и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Предметно-развивающее пространство организовано таким образом, что каждый ребенок имеет возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели.
Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп и в утренний, и в вечерний отрезки времени.
Обстановка, созданная в групповом помещении и кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.
В группе компенсирующей направленности, которую посещают моторно неловкие, плохо координированные дети , уделяется особое внимание соблюдению правил охраны жизни и здоровья детей. Групповое помещение и кабинет не загромождены мебелью, в них достаточно места для передвижений детей, мебель закреплена, острые углы и кромки мебели закруглены.
В связи с тем, что в разных возрастных группах решаются разные ко ррекционно-развивающие задачи, названия некоторых центров активности меняются. Например, в старшей группе познавательный центр называется «Центр науки и природы». В подготовительной группе к этому названию добавляется уточнение «Групповая лаборатория».
Наполнение развивающих центров и в групповом помещении, и в кабинете логопеда соответствует изучаемой лексической теме и только что пройденной лексической теме, а это значит, что каждую неделю наполнение развивающих центров частично обновляется.
Педагогический процесс оснащен необходимым демонстрационным, раздаточным материалом, техническими средствами.
Зона дидактического и игрового сопровождения насыщена играми, пособиями, в том числе и авторскими: дидактические игры, схемы, символы, модели, речевые кубы и др.
Стимулирует речевую активность среда, созданная учителями-логопедами и воспитателями в группах. Она представлена следующими центрами:
— «Центр речевой активности» – это познавательно-речевой уголок с увлекательными играми, наглядным материалом, пособиями, «информационной копилкой», способствующими активизации речевой деятельности детей.
— В литературном центре «Здравствуй, книжка» помимо библиотеки детских книг хранятся результаты творческой деятельности детей: альбомы рассказов, сказок, загадок, журналы, записи интервью и телепередач.
В наличии специальный дидактический материал:
- Пособия и игрушки для выработки направленной воздушной струи (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, природный материал).
- Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах, предложениях, текстах.
- Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
- Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
- «Алгоритмы» и схемы описания предметов и объектов; мнемотаблицы для заучивания стихов и пересказа текстов.
- Раздаточный материал для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений.
- Настольно-печатные дидактические игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза
- Настольно-печатные дидактические игры для совершенствования грамматического строя речи
- Глобус, детские атласы.
- Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок по лексическим темам.
- Лото, домино и другие настольно-печатные игры по изучаемым темам.
- Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.
- Картотека словесных игр.
- Разрезной и магнитный алфавит, алфавит на кубиках
- Наборы игрушек для инсценировки сказок.
- Трафареты, плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам.
- Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам.
- Кубики с картинками по всем темам.
- «Пальчиковые бассейны», «Сенсорные коробки»
- Массажные мячики разных цветов и размеров.
- Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.
- Мелкая и средняя мозаики и схемы выкладывания узоров из них.
- Мелкие и средние бусы разных цветов и леска для их нанизывания.
Специальные образовательные программы
— Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи МБ ДОУ №18
— «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Чиркина Г.В., Филичева Т.Б.
— «Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе» Нищева Н. В. Специальные учебные пособия