Гамаюнова Д.А., заместитель заведующего
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с вами о проблеме экологического воспитания дошкольников. Но для начала я вам напомню понятие «воспитание» и целевые ориентиры ФГОС ДО, относящиеся к экологическому воспитанию.
Согласно Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся"
воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде".
Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования, относящиеся к экологическому воспитанию:
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Экологическая проблема - одна из самых острых проблем, которая также актуальна и для нашего региона. Согласно мониторингу федеральной службы гидрометеорологии состояния и загрязнения окружающей среды в Ростовской области за 2020 год качество атмосферного воздуха в городах Ростовской области является неудовлетворительным. Увеличились среднегодовые показатели концентрации тяжелых металлов в атмосфере на 3,2%. Как и в предыдущие годы, наиболее распространенными загрязняющими веществами в водных объектах являлись органические вещества и соединения металлов (железо, медь, марганец), уменьшилась толщина озонового слоя на 4,6 %. Анализ данных, полученных в результате регулярных наблюдений за загрязнением окружающей среды Ростовской области в 2020 г. свидетельствует, что на ряде территорий по-прежнему сохраняются повышенные уровни загрязнения, обусловленные поступлением загрязняющих веществ в окружающую среду от объектов промышленности и энергетики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, а также в ходе обращения с отходами производства и потребления.
Техногенные факторы негативно влияют на здоровье человека, оказывают общетоксическое действие, ухудшают качество генетического аппарата, влияют на репродуктивную и иммунную систему.
Детский сад расположен в очень экологически неблагоприятном районе: недалеко находится оживленная трасса, завод Вторчермет, высоковольтные линии электропередач и железная дорога. По статистике дети нашего микрорайона имеют сниженный иммунитет, чаще подвержены вирусным и бактериальным заболеваниям. В связи с выше перечисленным проблема экологического воспитания дошкольников является приоритетной для наших педагогов. Наше дошкольное учреждение уже много лет ведет работу в этом направлении.
В 2007 году в детском саду был организован первый эко-отряд «Эколята», состоящий из детей подготовительной группы. Ежегодно на протяжении уже 14 лет в сентябре проходит традиционное мероприятие «Посвящение в «Эколята»». Эко-отряд регулярно проводит агитацию среди воспитанников и их родителей, участвует в экологических конкурсах, акциях, субботниках.
В дошкольном возрасте у детей формируются первичные представления об окружающей природе, о представителях флоры и фауны, о водных, воздушных и земельных ресурсах. Экологическое воспитание в детском саду осуществляется через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
В работе с воспитанниками педагоги используют следующие формы работы по экологическому воспитанию и образованию:
• НОД
• Игровая деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые игры, игры-ситуации)
• Художественная деятельность (аппликации, рисование, составление гербариев)
• Музыкальная деятельность (музыкальные игры, потешки, разучивание песен)
•Проведениеэкологических праздников (посвящение в Эколята, день Земли, день птиц)
• Организация исследовательской деятельности
• Календари природы
• Наблюдения на прогулках
• Работа на метеостанции
• Участие в экологических акциях
• Работа с родителями (проведение консультаций, мастер-классов, участие в конкурсах, помощь в организации выставок)
• Проектная деятельность
С сентября 2020г наше учреждение является муниципальной инновационной площадкой по теме «Экодизайн как средство формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях будущего»
Цель:
- Создание комплекса психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о профессиях будущего и интереса к профессионально-трудовой деятельности.
Задачи:
- Повысить профессиональную компетентность педагогических работников ДОУ по вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях будущего («Дизайнер здоровой одежды», «Парковый эколог»)
- Реконструировать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию у дошкольников представлений о профессиях будущего («Дизайнер здоровой одежды», «Парковый эколог»)
- Повысить компетентность родителей в вопросе представлений о профессиях будущего « Дизайнер здоровой одежды», «Парковый эколог».
В рамках инновационной деятельности под научным руководством кандидата педагогических наук ЮФУ мы разработали и апробировали педагогические проекты «Ознакомление с экологическими профессиями будущего: парковый эколог» и «Ознакомление с экологическими профессиями будущего: дизайнер здоровой одежды». Данные проекты будут являться частью программы экологического воспитания нашего дошкольного учреждения.